Вверх
Вернуться в раздел Блог Светланы Ткачевой
Вернуться в раздел Блоги

Выбираем объектив

Советы профессионалов
2

В прошлом номере мы поговорили о принципах выбора фотокамеры и пришли к выводу, что для полноты ощущений фотографии следует учиться. И мы обязательно поделимся своими соображениями на этот счет, но прежде хотим рассказать о детали фотоаппарата, которую абсолютно не зря считают важнейшим фотографическим инструментом — объективе. И от того, насколько успешно фотограф подберет этот инструмент, зависит точность реализации поставленной задачи, комфортность работы, широта возможностей применения техники и, в конечном итоге, творчес­кое развитие самого фотографа.

Объектив фотоаппарата – сложный и точный оптический прибор. От качества его изготовления в значительной степени зависит разрешающая способность объектива и четкость создаваемого им оптического изображения, а, следовательно, и качество фотоснимков.

В зависимости от типа и назначения объективы фотоаппарата различаются между собой по следующим параметрам:

– светосила объектива, характеризующая яркость создаваемого объективом оптического изображения;

– фокусное расстояние объектива, определяющее масштаб изображения;

– угол изображения – понятие, характеризующее совместно с фокусным расстоянием размер создаваемого объективом изображения.

DSC04821Светосила — едва ли не самая важная техническая характеристика объектива. Это – мера его световых возможностей. Высокая светосила облегчает съемку быстродвижущихся объектов и спортивных моментов, требующих коротких выдержек. Этот критерий расширяет возможности съемки в слабо освещенных помещениях, в сумерках, съемке в театре, в спортивных залах, ночные съемки улиц, съемки с киноэкранов и телевизоров. На оправах объективов светосила обозначается весьма условно, в виде соотношения двух чисел, из коих первое всегда 1, например: 1:2 или 1:3,5 и т. д. За единицу здесь принят диаметр действующего отверстия объектива. Правая часть отношения показывает, во сколько раз диаметр этого же отверстия меньше фокусного расстояния объектива. В целом же обозначение выражает так называемое относительное отверстие объектива. Чтобы не пытать читателя скучнейшими определениями, скажем, что при покупке целесообразнее обратить внимание на объективы с показателями светосилы 1:1,4; 1:1,8; 1:2,0; 1:2,8.

Как правило, все крупнейшие производители комплектуют свои камеры объективами с фокусным расстоянием 18-55 мм и светосилой 1:3,5-1:4,0 — иногда их называют «КИТовыми». Если у вас получится, то постарайтесь избежать подобного «довеска» при покупке фотокамеры. Практика показывает: «китовый» объектив скоро ляжет на полку как непрактичный, и вспомните вы про него только тогда, когда захотите свою камеру продать. Поэтому вам потребуется либо определенная сноровка в переговорах с продавцом, либо тщательный поиск именно того магазина, который продаст вам фотокамеру в виде «тушки» или «body», то-есть вообще без объектива.

DSC00880Необходимо отдельно пояснить, что объективы делятся на две группы: с переменным фокусным расстоянием (зумы) и с постоянным фокусным расстоянием (фиксы). Профессиональный фотограф почти всегда имеет целую обойму фикс-объективов на все случаи жизни. Фотографу-любителю предпочтительно первые шаги в фотографии делать, имея на руках парочку зум-объективов, охватывающих диапазон наиболее часто встречаемых фокусных расстояний, например, 24-70 и 70-200 мм, что позволит снимать от пейзажа и архитектуры до портрета и жанровой сценки.

Выбирая объектив, следует руководствоваться теми же правилами, что и при выборе фотокамеры. Тем более, что покупать камеру и объектив вы будете,  скорее всего, одновременно. Изучите плюсы и минусы в отзывах фотолюбителей и фотопрофи на всевозможных форумах, а при покупке — запаситесь терпением и протестируйте объектив с выбранной камерой. Следует обязательно помнить — дисплей фотокамеры, на котором вы просмотрите превью сделанных вами в магазине снимков, искажает результат и, как правило, показывает картинку светлее, чем она есть на самом деле.

А теперь, как и обещали, поговорим о том, «а где и как научиться?» В этом вопросе всего три варианта ответа:

– разнообразные книги, статьи, сайты по фотографии;

– персональное обучение у профессионального фотографа;

– обучение в фотошколе.

Разберем их? Первый вариант — назовем его «самоучитель» – хорош тем, что при определенном успехе вы почти не тратите средств (есть же интернет!) и вы занимаетесь тогда, когда вам это удобно. Минус очевиден: никто не поправит ваших ошибок, а при возникновении какого-то вопроса вам придется перерыть кучу литературы, чтобы найти ответ. Второй вариант — индивидуальное обучение у профессионального фотографа — прекрасен тем, что вы получаете живое общение, интерактивную работу над ошибками, возможность видеть примеры и познавать секреты. Минусы не менее очевидны — обучение у профессио-нала, как правило, стоит немалых денег, вам придется подстраиваться под расписание вашего учителя и, увы, не всякий отличный фотограф может стать замечательным преподавателем. Для того, чтобы просто фотографировать (даже высоко-профессионально), достаточен один уровень знаний. А вот для того, чтобы внятно и понятно объяснить какие-то подробности настройки и использования фотоаппаратуры, уровень знаний и умений преподавателя должен быть заметно более высоким. И третий вариант — обучение в фотошколе. В плюсы можно записать относительно демократичную стоимость, возможность познакомиться с «коллегами по цеху», возможность получения практических занятий без дополнительной оплаты. Кроме того, как правило, ученики фотошколы получают дополнительные скидки, если планируют дополнительное или специальное обучение. Минусы — необходимость посещать занятия по строгому расписанию и отсутствие личного, индивидуального, подхода к ученику.

Как же строится процесс обучения в фотошколе?

к сити-гидуКак правило, для начинающих с «нуля» существуют базовые курсы, рассчитанные на 7-8 занятий при экспресс-обучении или на 3-4 месяца при полной программе «выходного дня». Обучаясь по базовым программам, вы получаете начальные знания по настройкам фотокамер, принципам взаимодействия человека и фотоаппарата, узнаете о жанрах и видах фотографии, пробуете свои силы на практических занятиях под руководством преподавателя, открываете для себя небольшие «секретики» создания удачных снимков. Как и в любом другом искусстве (а мы утверждаем, что фотография — это искусство), фотографию объединяет и разнит огромное количество стилей, направлений, жанров и идей. В процессе базового обучения вы получаете представление о них и, возможно, делаете для себя некий выбор. Именно ваш выбор в дальнейшем и определит потребность в специализированных программах, семинарах и мастер-классах, которые проводят фотошколы.

Подведем итог. Решение пойти учиться для того, чтобы «приручить» фотографию и использовать ее возможности для самовыражения и общения, достойно всяческих похвал. Обучение – первый шаг по лестнице, ведущей к вашей цели в области фотографии. И крайне важно, чтобы первая ступенька этой лестницы была крепкой и надежной опорой, а не оказалась в результате лишь низкокачественной имитацией.


Вернуться в раздел Блог Светланы Ткачевой
Вернуться в раздел Блоги

Комментарии закрыты.


Видео