Вверх
Вернуться в раздел Блог Светланы Ткачевой
Вернуться в раздел Блоги

«Внимание!!! Сейчас вылетит птичка!»

1

Продолжая серию погружений в Фотографию, мы с вами подошли к наиболее интересному (с нашей точки зрения) жанру – Портрету. Многие начинающие фотографы не знают, что у них будет получаться лучше всего, поэтому первое время снимают все без разбора: пейзажи, друга на фоне пальмы, живописный беспорядок на праздничном столе, своего или соседского кота, жучков на цветочке и так далее. Однако при наличии насыщенной фотопрактики вскоре становится понятно, что некоторые жанры вам удаются лучше.

Если вы приходите к убеждению, что интереснее снимать котиков или старинные замки, закаты в горах или кувшинки, то не читайте эту статью. Впрочем, мы считаем, что прочесть ее все же следует, так как некоторые нюансы, которые мы здесь раскроем, будут полезны при любой съемке. В каждом фотографическом жанре мирно сосуществуют и взаимно дополняют друг друга «две стороны медали» – техническая и творческая составляющие. Мы не будем делать четкого разделения на абзацы, а попросту «подсветим» самые важные вопросы. В начале и прежде всего давайте вспомним, что ключевым моментом фотографии заслуженно считают Композицию кадра. При портретной съемке Композиция, по сути – самый важный элемент вашего творчества, и начнем мы именно с нее. В предыдущей статье мы рассказали о видах композиционного построения кадра, когда сюжетно значимые объекты или детали лучше всего располагать либо в точках «золотого сечения», либо подчеркивать их светом, выводить на передний план либо помещать в точке схода перспективных линий, выделять фокусировкой или контрастом. Если вы фотографируете лицо и часть шеи, то располагайте в зрительных центрах глаза и скулы. Если вы снимаете бюст («головогрудь») или человека по пояс, то располагайте голову модели целиком в зрительном центре. Фотографируя в полный рост, попытайтесь вместить модель между двумя крайними точками. Теперь, пожалуй, вы замечаете, что портреты бывают разными, и для удобства мы их классифицируем при помощи понятия Кадрирования. Итак, семь вариантов портрета: 2 только лицо: ничего лишнего, только лицо, глаза (выражение глаз очень важно). В этом случае вам необходимо следить за тем, чтобы не было обрезанных пальцев, подбородка, не было «располовиненных» кадрированием или волосами глаз. При самом крупном плане можете не стесняться и обрезать макушку или ухо — важнее глаза и то, что они выражают. Следите за фокусом: малейший ляп с фокусировкой сразу бросится в глаза. А еще при таком увеличении будут видны все недостатки кожи (потребуется визаж до или ретушь после); голова и плечи: снимать следует с уровня глаз, для компенсации недостатков света или позы камеру следует перемещать только в направлении вверх-вниз, и опять же: следите за фокусом. Корпус вашего героя в видоискателе должен быть виден ниже ключицы на 3-5 см; «головогрудь»: те же правила – фокус и положение камеры. Кадрируйте с осторожностью – кадр не должен быть обрезан по суставам локтей. Если в кадр попадают кисти рук, помните, что они (как наиболее светлые пятна) будут приковывать к себе внимание не меньше лица. Поэтому постарайтесь, чтобы условный треугольник «лицо-руки» не стал центром зрительного притяжения всего снимка;. по пояс: здесь важно уделить внимание запястьям: не обрезайте их. Можно снимать на любой высоте, но удачнее всего будет снимок, сделанный на уровне шеи модели; ближе к 3/4: нижний край кадра следует поднять от уровня колен на 7-10 см. Уровень, на котором вы держите камеру, может быть разным, но старайтесь не поднимать камеру выше уровня подбородка модели и не опускать ниже уровня пояса. Здесь все индивидуально – не бойтесь экспериментировать. Уделяйте больше внимания позе, положению рук. Запястья в таком портрете должны быть слегка развернуты от камеры, чтобы не получилось эффекта «лопаты». Прежде чем «спустить курок», проверьте, все ли части тела модели на месте – нет ли признаков инвалидности; ниже колен: правила те же, что и в предыдущем варианте. Дополнительно помните: вытянутые в сторону камеры ноги-руки на снимке очень искажаются в пропорциях; в полный рост: не используйте широкоугольных объективов, ищите возможность отойти от модели подальше, ищите подходящую высоту уровня, с которого будете снимать. Теперь о главном герое – вашей модели. У каждого человека уникальное лицо: даже близнецы не бывают абсолютно одинаковыми. Хороший портрет показывает человека таким, какой он есть, показывает характер и немного приоткрывает занавес над внутренним миром человека. Создавая портрет, фотограф должен выстроить модель отношений с портретируемым таким образом, чтобы максимально расположить человека к себе. Вам нужно, чтобы вашу модель не волновали проблемы типа «А как я выгляжу?» или «В такой позе мои бедра более сексуальны». Вам, как творческой личности, нужны реальные лица, реальные эмоции. Такой портрет зачастую не выглядит как фото с обложки модного журнала. Но он отражает внутренний мир, который не меняется с годами, в отличие от внешности. И при удачном сочетании качества и открытости, снимок долго будет радовать и вас, и вашу модель. Нужно ли при съемке портрета учитывать форму лица, форму и расположение глаз, форму носа, и так далее? Конечно да! Приемов и хитростей здесь много. Скажем лишь, что полноценная практика даст, несомненно, больше, чем советы бывалого фотографа. Впрочем, не стоит пренебрегать и поиском информации в книгах и интернете. 3 Теперь о технических аспектах. Объектив. По нашему мнению, пропорции человеческого лица оптимально передаются объективами с фокусным расстоянием в диапазоне 85-135 мм. Можно использовать как фикс-объективы, так и зумы, особенно, если в вариациях портрета (см. выше) у вас еще не появились четкие предпочтения. Чаще всего бывалые фотографы используют «полтинник» – объектив с фокусным расстоянием в 50 мм. Важно: на первых порах исключите «ширики», «рыбий глаз» и прочую экзотику. В общем, начните без артподготовки: берите то, что у вас есть, и снимайте. Место съемки: здесь важен психологический комфорт для вашей модели, учтите ее/его мнение. Приоритетно, конечно, пробовать снимать в фотостудии, где профессионалы помогут советом и помогут выставить свет. Но если затраты на аренду студии не входят в ваши планы – это не страшно. Вы ведь снимаете портрет, а в портрете главное – его герой. Теперь о свете. Снимая на улице в солнечный день, помните: лучший свет – утром и вечером. При съемке в помещении расположите модель у окна, но таким образом, чтобы на нее падал рассеянный свет. Используя искусственный источник света, расположите его под углом к модели — примерно под 30 градусов как по горизонтали, так и по вертикали. Следите за тем, чтобы источник света не создавал на лице модели неприятные тени от носа или подбородка. В качестве ассистентов вам также могут послужить отражатели: лист белой бумаги, фольга, полупрозрачное стекло. ГРИП (глубина резкости) – один из действенных способов выделить человека в кадре: вы делаете передний и задний план размытыми, а вашу модель оставляете в зоне резкости. Как? Просто: увеличьте диафрагму (уменьшив ее число), увеличьте фокусное расстояние и подойдите ближе к модели. Детали: их не бывает мало – их бывает много. Достаточно одной: трубки, книги, цветка, шляпки, мобильного телефона… А вот три-пять отвлекут внимание от модели, усложнят восприятие, погубят замысел. Подведем итог всему вышесказанному. Как снимать портрет? 1. Помните о композиции: располагайте вашу модель в определенных частях кадра, играйте глубиной резкости, выбирайте подходящий ракурс. 2. Расположите модель к себе: чем более открыт человек по отношению к вам, тем более честным и интересным выйдет портрет. 3. Используйте свет: он ничуть не меньший художник, чем вы. 4. На первых порах забудьте об объективах с фокусным расстоянием менее 50 мм и более 200 мм. 5. Самым важным в портрете является человек: передайте его настроение, чувства, характер. Детали могут помочь только тогда, когда они второстепенны. Наступает пора отпусков, и поэтому в следующей статье мы расскажем, как из турпоездки вместе с хорошими впечатлениями привезти отличные фотографии.


Вернуться в раздел Блог Светланы Ткачевой
Вернуться в раздел Блоги

Комментарии закрыты.


Видео