Вверх
Вернуться в раздел Persontime

Прекрасное далёко

Марина Калараш, семейный психолог, член Федерации психологов-консультантов России, ведущая психологических игр и тренингов
kalarash-1

Каждый человек думает о своем будущем, имеет о нем какие-то представления, хотя отношение к нему меняется в течение всей жизни и во многом зависит от возраста. Маленький ребенок путает «вчера», «сегодня» и «завтра», его настоящее господствует над прошлым и будущим. «Инфантильное» отношение к будущему, которое воспринимается как полное исполнение желаний настоящего, сохраняется до старшего подросткового, а иногда и до юношеского возраста. Подростки видят мир как бы сквозь розовые очки, говоря о будущем, что-то типа «у меня будет много красивой одежды», «я буду богата и знаменита», «я буду много путешествовать, ходить, гулять, куда хочу», «я буду крутой». Им трудно программировать свои действия, ставить долгосрочные цели, да и мозг к этому еще не вполне готов.

Особое значение имеет представление о своем будущем для старшеклассников, в юношеском возрасте. В это время идет активный процесс становления личности, связанный с самоопределением (Кто я? Зачем я? Какой я?) и выбором профессионального и жизненного пути. Современные родители вслед за нынешней школой требуют срочно определиться: какие предметы сдавать на ОГЭ и ЕГЭ, в какой вуз подавать документы, кем собираешься быть. Взрослеющих (но еще не взрослых!) детей подгоняют, требуют сделать выбор, причем в довольно короткие сроки, пугают «плохим» будущим, если этот выбор будет ошибочен. В этих условиях нарастает тревожность, страх неверного решения, ожидание чудовищных его последствий.

Большое количество обращений будущих выпускников школ ко мне, как к психологу, связано именно с этим – боязнью неправильно выбрать вуз, профессию, специальность. С тем, что тогда, если это окажется в итоге не тем, что интересно, «зря потратится время», «жизнь пройдет зря». Как будто сегодня они не живут, а будут жить только потом, когда приобретут профессию и начнут работать по специальности. Многие вообще не понимают, зачем все это нужно и задаются вопросом, а что будет потом? Ну вот сейчас понятно – школа, ЕГЭ и поступление в вуз, потом учеба в нем, работа и ожидание пенсии. И это вся жизнь? Все взрослые твердят, что нужно  думать о будущем, а зачем? Ведь все равно умрем… Печально и страшно это слышать, понимая, что у этих ребят не сформировался позитивный образ их будущего.

Мы все разные. Кто-то считает, что будущее предопределено, предрешено, и человек ничего не в состоянии изменить, ни на что не может повлиять. Нужно просто плыть по течению. Другая категория людей, напротив, считает, что будущее зависит от действий и поступков самого человека. Такие  люди выбирают ответственное поведение, ставят цели, предпринимают действия для достижения желаемого.

kalarash-2

Чтобы имелось представление о своей линии жизни, молодой человек должен чувствовать связь между тем, кем он стал за долгие годы детства, и тем, кем он предположительно может стать в будущем; между его собственным представлением о себе и тем, каким его видят, по его мнению, другие, и чего они от него ждут. Чтобы понять себя, свои интересы и желания, способности и возможности,  представить,  как это может быть реализовано в будущем, подрастающему человеку нужно ВРЕМЯ. Сколько – зависит от его индивидуальных особенностей; от того, что и как он сделал, чтобы получше узнать себя; от того, в каком количестве и в каких разнообразных областях человеческой жизни и деятельности он себя попробовал; от того, насколько мудры и терпеливы взрослые, которые рядом – как наставники, как советчики, как любящие и понимающие люди.

Кому-то удается определиться с профессией еще в начальной школе или даже в детском саду. Но это скорее исключение, чем правило. Значительное количество студентов  только на втором-третьем курсе вуза, столкнувшись в обучении с предметами по специальности, понимают, что это не их путь. Многие люди приходят к «своему» делу только к середине жизни, получают второе, третье, четвертое дополнительное образование и приобретают профессиональные навыки. Значит ли это, что их жизнь «прошла даром»? Что свое «будущее» они испортили тогда, в юности, сделав неправильный выбор? Я совершенно уверена, что это не так. Жизнь не начинается завтра, когда мы получаем то, о чем столько страстно желали. Счастлив тот, кто умеет жить, как любят говорить психологи, «здесь и сейчас». И все же это «здесь и сейчас» не может не зависеть от того, что было в прошлом. Вернее, от того, как человек относится к своему «вчера», какие он сделал выводы и какие принял решения на основании этих выводов. А это уже напрямую влияет на то, каким может стать его будущее.

Ведь реальное будущее – это не нечто абстрактное, не «будущее вообще», а то, что определенным образом вытекает из настоящего. Если человек мечтает о будущем «далёко», то, хотя сейчас он существует в настоящем, важно думать и о некотором планировании на ближайшее время.  Например, если мы, отправляясь в путешествие по неизвестному маршруту, ничего о нем не узнаем, то рискуем столкнуться с различными непредвиденными обстоятельствами и быть к ним совершенно не готовы. Напротив, планируя свою поездку, детально изучая маршрут, нравы, культуру, особенности людей и т.д., мы с большой долей вероятности получим большое удовольствие от путешествия. Так и человек, который уделяет большое внимание своему будущему, прекрасно понимает, что оно является результатом усилий,  приложенных им в настоящем.

Каким будет наше будущее и будущее наших детей во многом  все-таки зависит от нас самих. Не бойтесь желать, не страшитесь ошибаться,  не жалейте усилий, чтобы делать.  И пусть у вас и ваших близких будет такое «прекрасное далёко», которого вы сами захотите!


Вернуться в раздел Persontime

Комментарии закрыты.



Видео