Вверх
Вернуться в раздел Блог Светланы Ткачевой
Вернуться в раздел Блоги

Портрет моего директора

glavnoe

Портрет – один из самых популярных и востребованных жанров фотографии сегодня. В европейской культуре существуют несколько определяющих признаков портрета, самым важным из которых является принцип «замены отсутствующей персоны» или принцип «представления об отсутствующей персоне».

В портрете, про который мы сегодня говорим, это выражено максимально.

В  практику формирования имиджа компании прочно вошел деловой портрет или так называемый «бизнес-портрет»: каждая компания, фирма, предприятие имеет своего представителя, свое «лицо». Именно это лицо увидят потенциальные партнеры или клиенты. Портрет «первых лиц» – важная визуальная составляющая облика самой компании. Фотографии руководителей размещают в буклетах, каталогах, презентациях, на сайте компании, используют в рекламе и т. д. Нередки ситуации, когда даже абсолютно непрофильные «глянцы», размещая интервью с бизнесменом, просят предоставить снимки именно из разряда деловых. А бывает и так, что в крупных компаниях рядовые сотрудники плохо представляют себе, как выглядит руководство, поэтому pr-менеджеры включают в свои планы в том числе и создание визуального образа руководителя.

Деловой портрет (бизнес-портрет, имиджевый потрет) принципиально отличается от любого другого. Формирование облика – так можно назвать задачу, которая стоит перед фотографом. Руководитель – лицо компании. Возьмем, к примеру, американскую модель: «даже если ты торгуешь арбузами на рынке, смотреться должен не хуже президента транснациональной корпорации». В деловом портрете важно раскрыть и подчеркнуть те или иные черты характера, свойственные данному человеку, с поправкой на род его деятельности: понятно, что руководитель крупного бизнеса представляется деловитым, умным, способным к принятию волевых решений; кандидат в депутаты должен излучать уверенность, демонстрировать заботу об избирателях; директор магазина на фотографиях будет смотреться хорошо, если фотограф сумеет показать предприимчивость и демократичность в отношениях с сотрудниками. Для каждой позы есть десятки тонкостей, придающих картинке тот или иной смысловой оттенок, и большинство из них известны фотографу-профессионалу. В качестве примера можно привести классическую «наполеоновскую» позу – вполоборота к зрителю, с гордой осанкой и руками, сложенными на уровне груди. Даже прочитавший две с половиной книги «психолог» скажет, что это т. н. «закрытая» поза, нерасполагающая к доверию и общению, и что она не совсем подходит для делового портрета публичного лица. Но две с половиной книги – этого все-таки мало для специалиста, потому что в третьей или четвертой книге написано, что открытые взгляду пальцы (да-да, такая мелочь!) смягчают ощущение закрытости и смещают акцент: уверенность и амбициозность остались, но портретируемый больше не прячется от нас.

Общих рецептов нет: специализаций и направлений деятельности руководителей, чей портрет предстоит сделать фотографу, великое множество. Оптимальные решения выбирает сам фотограф, заранее согласовывая тонкости работы с заказчиком на предварительных переговорах. Да-да, именно с этого и начинается процесс создания делового портрета – с переговоров с моделью. Совершенно очевидно, что нельзя посвятить этому важному процессу всего 15 минут, да еще и по остаточному принципу: хотите хороший портрет – настройтесь на длительную работу с фотографом.

21

Фотосъемка руководителей компаний и политиков всех уровней предполагает ряд беспроигрышных решений, проверенных временем: традиционные крупноплановые портреты (лицо), более общие (т. н. «под узел галстука»), поясные портреты как стоя, так и сидя. Необходимость такого многообразия связана с разноплановостью возможных вариантов использования: на газетной иллюстрации размером с почтовую марку на поясном или ростовом портрете лицо будет невозможно разглядеть; в то же время на листе корпоративного календаря формата А2 гораздо более уместным представляется портрет в полный рост или поясной портрет руководителя. Все эти варианты профессиональный фотограф повторит как в левом, так и в правом развороте – потому, например, что до момента верстки даже сам редактор не знает, на какой именно странице будет портрет вашего руководителя.

К сожалению, без постановочной фотосъемки руководителям все-таки не обойтись. Чаще бывает так: лица, отвечающие за правильный облик своего руководителя, охотно идут навстречу, понимая необходимость качественных иллюстраций. Фотограф и руководитель компании должны найти общий язык, сформировать план, разметить важные (реперные) точки съемки. Кроме постановочной (студийной или кабинетной) съемки, нельзя пренебрегать и другими способами: любое мероприятие с участием политика и бизнесмена, на которое будет приглашен фотограф, может оказаться источником интересных репортажных фотографий. Впрочем, о таком виде делового портрета, как производственно-постановочная съемка, мы расскажем в одном из следующих номеров.

Очевидно, что портреты, на которые возлагается такая большая ответственность, как наглядное представление компании, нуждаются в хорошем исполнителе. Только профессиональный фотограф сможет сделать настоящий деловой портрет, именно тот качественный снимок, который будет в полной мере отражать неповторимый стиль вашей компании.

Резюмируем сказанное.

При планировании фотосъемки делового портрета руководителя

• не жалейте времени: уложиться в пять минут нереально – настраивайтесь на полноценную работу;

• позаботьтесь не только об одежде, но и об аксессуарах, символике, атрибутике;

• разработайте с фотографом план съемок таким образом, чтобы получить как можно больше вариантов поз и жестов;

• предусмотрите не только постановку, но и репортаж (или его видимость);

• постарайтесь получить на фотографиях не только позитив, но и другие эмоции. Кто знает, что и когда пригодится?..

• помните, что деловой портрет бизнесмена или политика – жанр непростой.

Выбирайте фотографа тщательно!

 


Вернуться в раздел Блог Светланы Ткачевой
Вернуться в раздел Блоги

Комментарии закрыты.


Видео