Вверх
Вернуться в раздел Блог Светланы Ткачевой
Вернуться в раздел Блоги

Первые шаги в фотографии

4

Мы все дальше и дальше уводим вас в замечательную страну –  Фотографию. В этом номере вы узнаете, как правильно выбрать экспозицию. А еще мы расскажем о том, почему снимок, выполненный почти безупречно с технической точки зрения, на деле оказывается тем, что называется «не цепляет», и наоборот, интересный снимок при детальном его разборе может оказаться весьма неграмотным, если судить его в полном соответствии с «фотокодексом».

В прошлом номере мы рассказали об одной из главных слагаемых процесса фотографирования – экспозиции. Напомним: экспозиция – это оптимальная доза света, необходимая для получения изображения. И регулируется эта доза при помощи Диафрагмы, Выдержки и Чувствительности (ISO). Начинающему фотографу мы можем посоветовать два способа замера освещенности предполагаемого объекта съемки. В былые времена фотографы, работавшие с пленкой, вынуждены были делать несколько снимков одного и того же объекта с разной экспозицией. Таким образом достигалось понимание настроек, подходящих для того или иного снимка. Сегодня вы держите в руках современную цифровую камеру, которая легко поможет вам в выборе экспозиции в режиме «здесь и сейчас». Меню современного цифрового фотоаппарата содержит функцию просмотра Гистограммы снимка. Благодаря ей вы можете, сделав лишь один дубль, поправить настройки экспозиции согласно вашему замыслу. Казалось бы, все просто! А вот и нет! Экспонометр фотокамеры может измерить только отраженный от объекта свет. Точную экспозицию, как правило, может дать только замер падающего на объект света. Подобный замер делают при помощи автономного экспонометра, матовое стекло которого обращают в сторону фотокамеры и располагают на одном уровне с объектом. Конечно же, в данном случае речь идет о планируемой съемке с должным уровнем подготовки. Было бы наивно предполагать, что вам удастся пробраться на футбольное поле и замерить свет, падающий на футболиста, перед тем, как он забьет гол. Кроме того, экспонометр – вещь недешевая: относительно качественные модели стоят сегодня от 600 $. Мы посоветуем на первых порах пользоваться гистограммой снимка, выводимой на дисплей вашей фотокамеры. И еще: при помощи меню своей камеры установите «замер экспозиции по всему полю кадрового окна». У разных производителей фотокамер такая настройка звучит в меню по-разному, но вы легко поймете, о чем мы говорим, когда войдете в меню экспозамера. Читать гистограмму просто: на снимке с правильной экспозицией обычно наблюдается правильный диапазон, у недоэкспонированных (темных) снимков гистограмма смещена влево, а у переэкспонированных (засвеченных) – вправо.

А теперь поговорим о том, без чего не бывает хорошего снимка – о Композиции. В изобразительном искусстве композиция – это построение, соотношение, взаимное расположение частей изображения. Применительно к фотографии композиция – это умение разместить на плоскости снимка все его части таким образом, чтобы они составляли единое целое. Прежде всего разделите все, что видите невооруженным глазом на те детали, которые непременно должны попасть в кадр, и на те, которые можно опустить. Помните: вас ограничивает рамка видоискателя фотокамеры, а там видно гораздо меньше того, что видит человеческий глаз. Настроив себя таким образом и определившись с объектом съемки, посмотрите в видоискатель. Вы увидите прямоугольник с соотношением сторон три к четырем. И это не случайно: такое соотношение почти следует правилу Золотого Сечения. Если увиденный вами прямоугольник разделить по горизонтали и вертикали на три равные части, места пересечения горизонталей и вертикалей будут главными точками притяжения внимания зрителя. Многие современные фотокамеры имеют в своих меню такую настройку видоискателя, которая сразу же отображает вышеуказанную сетку.

Одна из главных задач построения композиции в кадре – это выделение самого важного сюжетного объекта. Способов несколько.

Во-первых, вы можете расположить объект съемки  на переднем плане – его безошибочно отметит глаз зрителя. Во-вторых, объект вашей съемки не потеряется и в геометрическом центре снимка. В-третьих, как мы уже писали, ваш объект легко отыщется и в четырех точках золотого сечения. В-четвертых, указкой может служить свет: самая освещенная часть снимка всегда притягивает взгляд зрителя в первую очередь. В-пятых, тональное выделение – темный объект на светлом фоне и наоборот. В-шестых, резкость: согласитесь, трудно не заметить резко контрастирующий объект на размытом фоне или размытое пятно на резком фоне. В-седьмых, можно расположить объект вашей съемки в точке схода перспективных линий; следуя за ними, глаз зрителя сам натолкнется на «героя» вашего сюжета.

При съемке динамичных сюжетов нужно следовать нескольким несложным правилам: оставляйте место для двигающегося предмета или человека (если показанный в движении человек упрется в край кадра, это вызовет грустные мысли: «Все, идти дальше некуда!»); помните, что между нажатием на кнопку фотокамеры и срабатыванием затвора проходит какое-то время (летящая чайка может не только уйти из фокуса, но и вообще уйти из кадра), поэтому важно научиться упреждать объект вашей фотографии; движение вашего объекта параллельно имеющимся в кадре перспективным линиям ускорит динамику, а перпендикулярно – затормозит. Перечисление всех способов построения композиции в кадре отняло бы у нас много времени, поэтому скажем только, что самым интересным для фотографа и для зрителя будет не точное воспроизведение одного из способов, а «коктейль» из нескольких. К тому же крайне важно помнить о «композиционных весах»: ни одна часть снимка не должна «перевешивать» другую; не собирайте все самые важные детали в одной части снимка, не оставляйте незаполненных полей и (важно!) не делите снимок: не допускайте, чтобы вертикальные, горизонтальные или диагональные линии «разрезали» ваш снимок.

Возьмите камеру с собой в дорогу, на отдых, на работу. Снимайте часто. Рассматривайте свои снимки, анализируйте их. Протестируйте усвоенные правила фотографии на предметах, потом переходите на людей. Для достижения успеха в фотографии мало теоретических знаний: нужна «языковая» практика, когда вы сможете разговаривать с фотографией на одном, понятном вам обоим языке.

А в следующем номере мы попробуем с вами снять портрет.


Вернуться в раздел Блог Светланы Ткачевой
Вернуться в раздел Блоги

Комментарии закрыты.


Видео