Вверх

pr-специалист Областной научной библиотеки г. Липецка,
путешественница
norway_2-1

Туман настолько сильный, что не видно впереди идущего человека. Снег под ногами, ослепительно белый, несмотря на отсутствие солнца. Крутые горки, с которых так и хочется лихо скатиться на санках. Середина лета. Июль. Норвегия.

Я никогда не мечтала о Норвегии. Помню, что всегда хотела побывать в Париже, например, или грезила о Лондоне. Но о Норвегии никогда не думала. А тут-то вдруг книжка норвежской писательницы оказалась в руках, то фотографии, пугающие и завораживающие своей нереальностью, попались в Интернете, то отчет туристов, побывавших там, промелькнул в новостной ленте. И вот мы с мужем уже планируем нашу поездку.

Обычно мы предпочитаем приехать в какой-нибудь крупный город страны, поселиться в нем, а дальше исследовать окрестности. Но с Норвегией ввиду ее протяженности и разброса природных достопримечательностей, так не вышло, поэтому мы составили маршрут, взяли в аренду автомобиль, забронировали кемпинги, захватили с собой хороших друзей и отправились в путь. А дальше… Дальше нам приснился сон.

norway_2-10

Долины, реки, водопады

Со словом долина у меня всегда ассоциировалась равнинная местность. И поэтому, когда Толик говорил, что сегодня мы прогуляемся по долине километра 4 туда и столько же обратно, ноги мои автоматически расслаблялись (что такое 8 километров для любителя ходить пешком?), а воображение рисовало приятные и легкие прогулки. Как я ошибалась! Все долины, в которых мы побывали, находились почему-то в горах, поэтому прогулки получались отнюдь не легкими, но такими приятными!

Åmotan, первая из посещенных нами долин, зажата между скал и обязана своему названию семи горным рекам, которые встречаются в этом месте. Мы приехали рано утром, дождь только кончился, трава была мокрая, и через минут 15 подъема по тропе мы тоже стали очень мокрыми, причем по колено. Но мы не расстроились, потому что впереди нас ждал водопад.

В Норвегии сотни и тысячи водопадов, но лишь немногие принадлежат к так называемой “высшей лиге”. Lindalsfossen – один из них. Удивительно, но на протяжении всего пути водопад не видно и почти не слышно. Вы можете даже не подозревать о его существовании, пока не подойдете к обрыву. И тут на вас обрушивается не только рокот тонн воды, низвергающейся в долину, но и такой потрясающий вид, который не опишешь словами. Кстати говоря, мы пришли очень вовремя: буквально через несколько минут нас окутал туман, и водопад, до которого, казалось, рукой подать, скрылся из виду.

norway_2-9

За 12 дней нашего путешествия мы побывали в нескольких долинах. В Innerdalen нас радовали норвежские домики с травой, растущей на крыше, Lodalen покорила нас изумрудным озером, а Utladalen и Husedalen подарили нам встречу с прекрасными водопадами: мне кажется, мы увидели их действительно целую тысячу, но каждый был особенным и занял свое место в наших сердцах.

Особенно хочется выделить Mardalsfossen, самый высокий норвежский водопад, нижний каскад которого напоминает галстук; Storsæterfossen, за которым можно пройти; и ничем не примечательный на первый взгляд Stalheimsfossen, который из-за частых дождей так разбушевался, что подарил нам возможность побывать практически внутри водопада: ощущения, я вам скажу, непередаваемые!

Все эти водопады, а также многие другие, берущие свое начало высоко в горах, дают жизнь чудесным рекам с чистейшей голубой водой, которую можно пить, не опасаясь за свое здоровье. Сколько бы рек мы ни видели, я никак не могла поверить, что вода может быть такого цвета. Но ведь это сон. Вы помните?

Ледники

Если водопады, низвергающиеся с гор, дают жизнь рекам, то, что дает жизнь водопадам? Ледники! В Норвегии льдом покрыто более чем 2 600 квадратных километров. То, что мы можем увидеть ледники, которым уже много тысяч лет, конечно же, не давало нам покоя, поэтому мы запланировали встречу с тремя ледниками. И начали свое знакомство с ними издалека.

Первым ледником Kjenndalsbreen мы любовались на почтенном расстоянии, к леднику Briksdalsbreen подошли почти вплотную, а вот Nigardsbreen нам удалось даже потрогать руками.

norway_2-7

У ледника Briksdalsbreen немного печальная история. Дело в том, что за последние несколько лет он сильно уменьшился в размерах и продолжает стремительно таять. Так что, кто знает, может лет через 20 на этом месте ничего уже не будет, кроме руин ферм, которые ледник поглотил примерно в 1750 году.

А вот Nigardsbreen пока, к счастью, в полном порядке. Несмотря на предупреждающие об опасности знаки, мы ловко перешагиваем через ограждение и уверенно направляемся к голубому льду, чтобы убедиться, что это не красители и не обман зрения, а самые настоящие цвета, которыми щедро делится с нами природа.

Фьорды

И все же визитная карточка Норвегии – это фьорды. Если верить Википедии, то фьорд — это узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами. Берега фьорда в большинстве случаев образованы скалами высотой до 1000 метров.

Ах, как много стоит за этим сухим определением! Сколько цветов и оттенков! Сколько восторженных вздохов и восклицаний!

norway_2-8

Титул самого известного и посещаемого фьорда в Норвегии принадлежит Гайрангер-фьорду. Изящная S-образная форма, глубокий изумрудно-зелёный цвет воды, отвесные километровые стены, с которых ниспадают красивейшие водопады, несколько живописных старых ферм, притулившихся высоко над водной гладью… Здесь есть абсолютно всё, что мы привыкли ассоциировать со словом “фьорд”, и все элементы гармонично сочетаются, образуя единое целое. По фьорду можно покататься на лодочке, или на круизном лайнере, или переправиться на пароме, получив в качестве бонуса возможность, покормить из рук чаек, пролетающих мимо. Но самый выигрышный вид на фьорд все же сверху.

Чего только мы не делали, охотясь за этими прекрасными видами! Проезжали по узкому тоннелю, который меняет направление движения каждые полчаса: в 12:00 можно, например, ехать только вверх, в 12:30 – вниз, в 13:00 – снова вверх и т. д. Никакого регулирования нет, всё на совести проезжающих. Или пешком покоряли высоту в 725 метров над уровнем моря, карабкаясь по камням и рискуя сорваться вниз. Это восхождение стало самым сложным за все наше путешествие.

Кстати, о восхождениях

Как я уже говорила, практически каждый день мы куда-нибудь карабкались, покоряя не только вершины, но и самих себя. Самое первое восхождение – к так называемой Церкви Троллей. Trollkirka – это система пещер с несколькими выходами и боковыми проходами. Вода прорезала себе путь через горные породы, и пещера постоянно менялась, то открывая одни, то закрывая другие проходы. В настоящее время Церковь Троллей состоит из трех соединенных между собой пещер, ведущих через созданный природой темный тоннель, в некоторых местах которого нужно было буквально проползать между камнями, в загадочный, и даже можно сказать, магический мир к прекрасным подземным водопадам.

Самое сложное восхождение, описанное выше, было на Rimstigen, а самое продолжительное и волнительное – на Язык Тролля.

norway_2-5

Язык Тролля – это каменный выступ, представляющий собой отколовшийся кусок скалы, застывший на её краю в горизонтальном положении. Trolltunga я боялась еще до отпуска, потому что все туристы в один голос заявляли: восхождение и спуск займут у вас не меньше 9 часов. Так и оказалось. 22 километра в горах превращаются в 9 часов пешего похода.

Однако я не могу сказать, что это было очень трудное восхождение. Закаленные на Rimstigen, мы поняли, что на Trolltunga можно немного расслабиться. Да, долго. Да, сначала мы преодолели километр пути под очень крутым наклоном. Да, около 3 километров нам пришлось пройти по прекрасному июльскому снегу, который промочил нам все ноги уже на середине пути наверх. Да, мы попали сначала в густой туман, а потом под проливной дождь со снегом. Да, дул еще и пронизывающий ветер. Да, пальцы до того оледенели, что не слушались и с трудом нажимали на кнопку фотоаппарата. Но, друзья, если мне предложат еще раз отправиться на Язык Тролля, я, не задумываясь, соглашусь. Потому что, когда сидишь на краю Языка, свесив ноги в пропасть, ты чувствуешь, что этот момент неповторим, что нет желания торопить будущее или грустить о прошлом, как мы часто это делаем, что ты находишься здесь и сейчас, в настоящем. И оно прекрасно.

Двенадцать дней проходят, как один, и в то же время создается ощущение того, что прожил целую жизнь. В путешествии время всегда растягивается до невообразимых размеров, но, когда оно всё же подходит к концу и возвращаешься домой, кажется, что всё случилось так быстро, что и не было ничего вовсе. А Норвегия тем более не была. Разве такое невероятно красивое, волшебное, сказочное могло случиться с нами? Ах да, это же был сон…

*Амотэн, Линдалфосэн, Иннердалэн, Лодалэн, Утладелэн, Нусиделэн, Мардалсфоссэн, Сторсатерфоссен, Сталхимсфоссен, Киндалсбрин, Бриксдалсбрин, Нигардсбрин, Троллкирка, Римстиген, Троллтунга