Вверх
Вернуться в раздел Блог Светланы Ткачевой
Вернуться в раздел Блоги

Его Величество Свет!

3

Мы продолжаем знакомить читателя с основами фотографии, и для следующей темы выбрали ее фундамент — Его Величество Свет. Напомним, что «фотография» переводится с древнегреческого как «светопись». Иными словами, фотография – это свет, который отразился от объекта съемки и попал на светочувствительный слой (пленку или цифровую матрицу).

Точно так же наш глаз видит отраженный свет, а нервные окончания фиксируют и передают информацию в мозг. Без света не было бы изображения как такового. При этом количество света может быть разным, в зависимости от обстоятельств (день и вечер, улица и помещение), но благодаря конструкции глаза и чувствительности нервных окончаний сетчатки даже в кромешной тьме мы все же можем различать объекты, а в яркий день не слепнем – глаз адаптируется, подстраивается под количество света. Если вы выйдете из темной комнаты на свет или, наоборот, войдете в темное помещение с улицы, вам потребуется некоторое время, чтобы глаза привыкли к освещенности в новых обстоятельствах, и сначала будет очень темно или слишком ярко. Конструкция фотокамеры очень схожа с устройством глаза, и ей также требуется «подстройка», иначе изображение будет слишком темным или пересвеченным. Для каждого кадра требуется свое, определенное количество света – экспозиция. В фотокамере есть 3 возможности дозировать световой поток: диафрагма, выдержка и чувствительность. Соотношение двух основных – выдержки и диафрагмы – называется экспопарой. Кроме контроля поступления света на матрицу, выдержка и диафрагма – это эффективные художественные инструменты. Сначала надо понять их сущность, а со временем и опытом придет легкость применения: опытный фотограф использует эти инструменты на уровне подсознания. Давайте попробуем разобрать те снимки, которые, возможно, вы уже делали. Мы рискнем предположить, что большая часть фотографий, сделанных вами на улице, передержана (они слишком светлые), а снятых в помещении – наоборот, недодержана (слишком темные). Дело в том, что в современной фотокамере есть датчик экспозиции – экспонометр, который обычно измеряет средневзвешенную освещенность кадра и устанавливает в автоматическом режиме соответствующее значение экспозиции. Например, на улице, когда объект съемки не такой яркий, как окружающий его фон, камера начинает «сходить с ума», думая, что света недостаточно, и в результате главный объект съемки – слишком темный, а большая часть кадра – слишком светлая; при слабом освещении – все наоборот. Прежде, чем выражать недовольство своей фотокамерой, поймите: какой бы «умной» ни была ваша камера – это всего лишь устройство, не способное думать, а уж тем более понимать ваш замысел. Поэтому фотографу необходимо знать, каким образом фотокамера регулирует экспозицию. Итак, приступим…

Диафрагма – элемент конструкции объектива, отвечающий за диаметр отверстия, пропускающего свет на светочувствительную поверхность – матрицу. В прошлом номере мы уже рассказывали об этом параметре, когда знакомили читателя с объективом. Напомним, что диафрагма обозначается как F1/2.8 или F1:2.8 и определяется как отношение диаметра входного отверстия объектива к фокусному расстоянию. Чтобы объяснить, что такое диафрагма, достаточно представить себе окно: чем шире мы раскроем ставни, тем больше света попадет в комнату. Обратите внимание: чем меньше число в обозначении диафрагмы, тем больше она открыта. Меняя F на одно значение, количество света, попадающего в камеру, меняется в 2 раза; это называется ступенью экспозиции. Любые изменения (по шкале фотоаппарата) экспозиции происходят с шагом в 1 ступень. Для точности ступень делят на трети, если это необходимо. Диафрагма – очень мощный визуальный инструмент. Кроме управления экспозицией, диафрагма влияет на глубину резкости (или ГРИП – глубина резко изображаемого пространства). ГРИП – это область перед и за объектом, на котором сфокусирована камера, причем все предметы, находящиеся в этой области, будут для невооруженного глаза на снимке такими же резкими, как и основной объект. Малая ГРИП, для получения которой используют максимально открытую диафрагму, визуально выделяет объект на размытом фоне; для получения большой ГРИП используется максимально закрытая диафрагма. Однако, играя величиной диафрагмы, помните, что в приближении к крайним значениям существуют опасности: при максимально открытой – наихудшие показания резкости, а при максимально закрытой вся пыль на матрице будет видна на кадре.

Большая глубина резкости подходит больше для пейзажной фотографии, когда зрителю будет интересно рассмотреть все детали фотографии, а малая – для портретной съемки, когда важность самого объекта съемки неизмеримо выше, чем значение фона, на котором он снят. Выдержка – это интервал времени, на который открывается затвор для пропускания света на светочувствительный элемент. Нам снова поможет аналогия с открытым окном: чем дольше открыты ставни, тем больше света пройдет в комнату. Выдержка всегда измеряется в секундах и миллисекундах. Обозначается, как 1/200 или 200. Если выдержка секунда и длиннее, обозначается 2″, т. е. 2 секунды. Минимальная выдержка при съемке с рук (для получения резкого кадра) непостоянна и зависит от фокусного расстояния. Зависимость обратная, т. е. для фокусного расстояния в 300 мм лучше использовать выдержки короче 1/300. Длинная выдержка подчеркивает движение объектов. Например, проводка – это когда при длинной выдержке (1/60 и длиннее) камера следует за объектом, таким образом, фон размывается, а объект остается резким. Часто публикуемые снимки вечерних улиц, на которых огни автомобилей образуют разноцветные нити, сняты на длительных выдержках. Короткие выдержки используют для остановки мгновения – такого, как капли дождя, искры костра или пролетающая мимо машина. Чувствительность – это чисто техническое понятие, обозначающее чувствительность матрицы (или пленки) к свету. Корректировка чувствительности используется лишь в тех случаях, когда ситуация не позволяет изменять выдержку и диафрагму, а единицей измерения для нее служит ISO. Чтобы лучше понять ее, представьте себе комнатные цветы. Те из них, что более чувствительны к свету, должны жить вблизи от окна, т. е. им надо больше света для роста и цветения. Другим же, наоборот, надо меньше света, чтобы расти и радовать нас, и поэтому мы ставим их подальше от окна, т. е. у них низкая чувствительность. Чувствительность напрямую связана с количеством шумов. Чем больше ISO, тем больше шумов. Почему? При ISO 100 сигнал снимается с матрицы без усиления, при 200 – усиливается в 2 раза, и т. д. При любом усилении появляются помехи и искажения, и чем больше усиление, тем больше побочных эффектов – они и называются шумами. При минимальном ISO шумы не видны. Начиная с ISO 600 почти все камеры достаточно сильно «шумят». Вывод очевиден: грамотное использование значения экспопары в большинстве случаев спасет от необходимости корректировать значение ISO и избавит ваши снимки от излишних дефектов.

Подведем итоги:

Выдержка – длительность, т. е. время, в течение которого объектив пропускает свет на матрицу или пленку.

Диафрагма – отверстие или «дырка», через которую проходит больше или меньше света.

Экспозиция фото (экспопара) – количество света, пропускаемое через отверстие объектива (диафрагму) за установленное время (выдержку).

Если закрыть глаза на все детали и варианты использования этих двух параметров, можно смело сказать, что вы только что познакомились с основой основ фотографии. В следующем номере журнала вы узнаете о том, как определяется экспозиция – то самое количество света, которое необходимо для хорошего снимка, и о том, что считается одной из важнейших составляющих хорошей фотографии – композицией.


Вернуться в раздел Блог Светланы Ткачевой
Вернуться в раздел Блоги

Комментарии закрыты.


Видео